Когда мы выбираем доменное имя или название бренда, одним из главных его критериев считается его запоминаемость, то есть насколько легко другой человек может запомнить и воспроизвести нужное слово.
Но как измерить запоминаемость? В доменной индустрии в этом вопросе обычно опираются на структурные характеристики, такие как длина и количество слогов. Краткость действительно важна, если, в случае доменного имени, важно не только запомнить слово, но и воспроизвести его без ошибок.
Однако, как выяснилось, на запоминаемость слова как такового влияют совсем другие факторы. Пользователи форума Namepros обнаружили недавнее исследование Массачусетского технологического института (MIT) на эту тему.
Всего на разных этапах исследования участвовало более четырёх тысяч человек. Исследовалась запоминаемость 2200 "целевых" слов, а 9000 слов были в роли филлеров.
Участникам демонстрировали поток слов, а их задачей было отметить, если какое-то слово повторялось дважды. При этом учитывался процент верных и неверных ответов, и их средняя точность.
В тесте не оценивалась и не требовалась правильность воспроизведения слова на письме, а также личное мнение участника о том, является ли то или иное слова запоминающимся.
Из полученных результатов учёным удалось выявить следующие закономерности:
Слова с одним значением запоминаются лучше.
Слова с меньшим количеством синонимов запоминаются лучше.
В качестве примера слова с большим количеством значений приведено слово light. В английском языке оно может означать свет, лёгкость (в плане веса), зажигание (огня или свечи) и т.д. Слово light показало низкую запоминаемость.
Как пример большого количества синонимов приведено слово happy (счастливый). У него очень много синонимов: joyful, cheerful и другие. Оно тоже запоминалось плохо, и это довольно неожиданно. Казалось бы, слово с ярко выраженным позитивным значением должно восприниматься лучше.
А одним из самых хорошо запоминаемых слов оказалось слово pineapple (ананас). У него нет общеупотребительных синонимов или дополнительных значений.
Но в доменной индустрии следует учитывать и другие факторы. Многозначность слова light - не только минус, но и плюс: больше потенциальных покупателей и посетителей, если мы рассматриваем домен для коммерческого использования.
Для нейминга бренда это, вероятно, более важно. Что интересно, определённые тенденции в нейминге сложились ещё до лингвистических исследований. Брендов со словом pineapple - тысячи. И в целом многие пришли к тому, что хороший нейминг - это название животного, растения, цвета и т.д. в сочетании с другим общеупотребительным словом. То есть, в бренде должен присутствовать один хорошо запоминающийся элемент с "не размытым" значением.
Есть и ещё некоторые закономерности. Хорошо запоминаемые слова - всегда конкретны и легко представляемы, то есть им соответствует определённый образ в сознании человека. Абстрактные слова запоминаются хуже.
Также - хотя запоминаемые слова достаточно распространены, они не должны быть и чересчур употребительными. Согласно исследованию, чем чаще то или иное слово встречается в книгах, тем больше вероятность, что оно не отложится в памяти.
Подробности об исследовании можно узнать здесь: https://tedlab.mit.edu/tedlab_website/researchpapers/tuckute_mahowald_et_al_2025.pdf
28/07/2025