"Проблема в том, что мы старались быть слишком хорошими" - Директор координационного центра Андрей Колесников о старте открытой регистрации доменов ".рф"

"Проблема в том, что мы старались быть слишком хорошими" - Директор координационного центра Андрей Колесников о старте открытой регистрации доменов ".рф" "Проблема в том, что мы старались быть слишком хорошими" Директор координационного центра Андрей Колесников о старте открытой регистрации доменов ".рф"
Сегодня начинается открытая регистрация интернет-адресов в зоне ".рф". Несмотря на то что в ходе приоритетной регистрации наиболее популярные домены уже зарезервированы, директор "Координационного центра национального домена сети интернет" (КЦ) АНДРЕЙ КОЛЕСНИКОВ уверен в спросе на интернет-адреса в кириллической зоне. О том, каким образом домен "водка.рф" оказался у СМИ, а "порно.рф" у Потребительского общества ракреации, о борьбе с киберсквоттерами и о будущем электронной почты на русском языке господин Колесников рассказал в интервью "Ъ".

– С началом массовой регистрации наверняка одновременно появится много заявок на один и тот же домен . Как они в этом случае будут распределяться?

– Все очень просто. Когда в США раздавали участки с золотом, всех выстраивали в одну линию вместе с дилижансами, звучал выстрел – и народ бежал занимать территории. С доменами та же ситуация: кто первый встал, того и тапки. Если объявятся те, кто не успел воспользоваться приоритетной регистрацией, то вопрос будет решаться в суде. Никаких приоритетов для отдельных регистраторов у нас нет. Они будут выстраивать свои очереди на регистрацию доменов в соответствии со своими представлениями о популярности конкретных слов. В этом процессе даже миллисекунды будут играть роль. Вообще традиционно самое популярное слово в сети – это "порно", а второе по популярности – "погода". Но эти домены уже заняты некоммерческими организациями в рамках приоритетной регистрации, поэтому за них борьбы не будет.

– Во время приоритетной регистрации рассматривались различные варианты борьбы с киберсквоттерством (массовой регистрацией доменов с целью дальнейшей перепродажи). Речь шла, например, о голландском аукционе со стартовой ценой в 10 млн руб., а также о повышении цены за регистрацию до 5 тыс. руб. Почему ничто из этого не было предпринято?

– Совет КЦ пришел к выводу, что это лишние меры. Приоритетная регистрация у нас шла с 25 ноября 2009 года по 25 марта этого года, потом был следующий этап с мая до середины сентября. Сколько еще нужно дать времени, чтобы все успели зарегистрировать домены для своих товарных знаков? Наверное, те, кто хотел, уже давно зарегистрировали. Идея аукциона появилась после изучения западного опыта. Такой подход применяется для того, чтобы наиболее популярные слова попали в правильные руки – тем, кто готов заплатить за это. Но потом наш совет решил, что не следует торговать национальным доменом за большие деньги. В конце концов, наша цель развивать доменное пространство и интернет, а не зарабатывать больше денег.

– Приоритетная регистрация завершена. Без проблем не обошлось?

– Основная проблема в том, что КЦ старался быть слишком хорошим со многими, что делать категорически нельзя. Нам нужно было сразу ограничить приоритетную регистрацию товарными знаками. С ними не возникало проблем, так как товарный знак – это право под защитой государства. Чтобы его получить, нужно приложить усилия, заниматься каким-то бизнесом. Но мы решили дополнительно дать приоритет СМИ и НКО, и в итоге получили головную боль. Регистрация СМИ носит заявительный характер и стоит несколько тысяч рублей. Поэтому регистраторы начали получать запросы на регистрацию от СМИ под названием "водка", "пиво" и прочее. В итоге зарегистрировали соответствующие домены: к примеру, "водка.рф" – это у нас СМИ. Совет КЦ немедленно принял решение отсечь заявки по дате выдачи свидетельств о регистрации СМИ, и тут же мы получили несколько судебных исков.

– 5 тыс. руб. тоже немалое вложение в домен, особенно если регистрировать не один, а сразу много.

– Это спорно, так как та же водка.рф на вторичном рынке будет стоить, очевидно, гораздо больше. У нас есть еще замечательные некоммерческие организации. К примеру, домен "порно.рф" зарегистрировало Потребительское общество ракреации "Наше озеро".

– А что такое ракреация?

– А я знаю?! Спросите у тех, кто его регистрировал как некоммерческую организацию. Есть домен "погода.рф" – тоже принадлежит Потребительскому обществу городского отдыха "Да". В этой связи нашим зарубежным коллегам, которые идут по нашим стопам, мы рекомендуем не приумножать скорбь и не пытаться расширить зону приоритета за рамки товарных знаков. Люди слишком креативны.

– Насколько увеличит рынок интернет-адресов запуск домена ".рф"?

– Сложно сказать, по этому поводу можно устраивать тотализаторы. Конечно, доменная зона будет развиваться, поскольку она действительно полезна, но про темпы вряд ли можно сказать что-то определенное. Если говорить о моем сугубо личном мнении, то я думаю, что к концу года будет зарегистрировано около 100 тыс. доменов в зоне ".РФ". Это, конечно, немного в сравнении с зоной ".ru", в которой уже больше 3 млн. доменов, но заметно больше, чем в национальных зонах большинства стран мира. Года через три, наверное, число доменов в зоне ".рф" и до миллиона дорастет.

– А сколько в зоне ".рф" уже зарегистрировано?

– В ходе приоритетной регистрации было зарегистрировано 18 тыс. доменов, из них процентов 25-30 делегированы, то есть реально используются. Для сравнения: в зоне ".ru" делегировано больше 80% доменов. Уверен, время нивелирует этот разрыв, людям просто нужно привыкнуть.

– Домены в зоне ".рф" при открытой регистрации будут стоить 500 руб.?

– Не знаю, мы не устанавливаем ни твердых, ни рекомендованных цен. Когда начнется массовая регистрация, тогда станет понятно – рынок сам определит цену.

– Возникают ли проблемы с поддержкой браузерами кириллических адресов?

– Нет, поддержка реализована во всех браузерах, никакие дополнительные плагины скачивать не надо. Этой весной мы довольно жестко поставили вопрос перед производителями браузеров относительно поддержки доменов на национальных языках. Их всего четыре было, а сейчас уже двадцать. Производители пошли навстречу, теперь проблем нет. Поддерживают, разумеется, только новые версии браузеров, поэтому в некоторых случаях обновить софт все же придется.

– А почему до сих пор не реализована поддержка кириллицы в почте? Когда будет почта на русском, и будет ли вообще?

– Почта также будет, это лишь вопрос времени. Причем главной движущей силой в этом процессе является вовсе не Россия, а Китай, где интернет-пользователей больше, чем в США населения. Есть такая организация, называется IETF (Internet Engineering Task Force). Именно она занимается разработкой интернет-стандартов – так называемых RFC. Разработка и внедрение нового стандарта занимает минимум два-три года. ICANN (корпорация по назначению доменных имен в интернете, регулирует доменное пространство интернета) работает в партнерстве с IETF, но в работу последней не вмешивается.

Сейчас RFC, касающийся почты на национальных языках, уже почти разработан. По моим оценкам, ждать почту на русском придется где-то два года.

– А зачем нужна почта на русском? Ведь она затрудняет общение с иностранцами.

– А сколько таких пользователей, которые шлют письма за границу? Я знаю ответ: менее 1%. У нас люди "В контакте" живут и с иностранцами не общаются. Интернет давно стал локальным, люди почему-то об этом забывают. Он глобален только с точки зрения протоколов, которые обеспечивают взаимную совместимость сегментов сетей, но с точки зрения контента пользователь живет внутри языковой группы, внутри страны.

11/11/2010

Источник:Коммерсант


Поделиться

Полезные статьи