Зачем России нужен второй национальный домен , да еще и написанный не привычной
для интернет-пользователей латиницей, а такой родной кириллицей? В течение
последнего года тема эта была одной из самых популярных как для профессионалов
интернет-бизнеса, так и для обычных российских интернетчиков. Окончательный
выбор в пользу кириллического домена верхнего уровня был сделан в июне 2007
года. В 2008 году идею скорейшего внедрения домена на русском языке поддержал
Президент России Дмитрий Медведев. После этого началась активная работа по
созданию кириллической доменной зоны. В октябре 2008 года она обрела свое
название - "РФ". Функции администратора домена по решению Министерства связи и
массовых коммуникаций России были закреплены за Координационным центром
национального домена сети Интернет (КЦ). В течение 2009 года был подготовлен
полный комплект документов, необходимый для внедрения домена РФ. Документы были
переданы в ICANN 16 ноября 2009 года, после чего началось их рассмотрение в
рамках процедуры Fast Track, регламентирующей создание ограниченного числа
нелатинских доменов верхнего уровня для наиболее заинтересованных стран и
территорий. Первые кириллические адреса в Сети заработали 12 мая 2010 года,
сразу после того, как домен .РФ был официально делегирован России. Ими стали
имена ПРЕЗИДЕНТ.РФ и ПРАВИТЕЛЬСТВО.РФ. На сегодняшний день в нем
зарегистрировано уже более 18 тысяч доменных имен, из которых более 7 тысяч
полноценно функционируют. И это до начала открытой регистрации, которая стартует
11 ноября. Регистраторы сообщают, что принято уже более 80 тысяч предварительных
заявок. Так что старт «регистрации для всех» начнется с цифры 100 000 доменных
имен в домене .РФ – это ли не ответ тем скептикам, которые утверждали, что домен
.РФ в итоге окажется никому не нужным. Для сравнения: в старейшем российском
домене .SU, который работает с 1991 года, сегодня зарегистрировано чуть более 80
тысяч доменных имен. Вообще же тема IDN-доменов, поднятая еще в начале века,
интересна многим и многим государствам, использующим нелатинскую письменность.
Например, только в кириллице на создание собственного IDN-домена претендуют
Болгария и Сербия. Вообще же на сентябрь 2010 г. IDN-домены получили 12 стран
мира. Впервые в истории интернета нелатинские символы стало возможным
использовать в написании доменов верхнего уровня 5 мая 2010 года. Первыми
странами, получившими IDN верхнего уровня, стали Египет, Саудовская Аравия и
Объединенные Арабские Эмираты. В июне 2010 г. в DNS появились записи об
иероглифических IDN верхнего уровня: Китая, Гонконга и Тайваня. Китай и Тайвань
получили сразу по два IDN-домена верхнего уровня – это связано с особенность
китайского языка: в китайском есть два алфавита, традиционный и упрощенный. А
в начале августа 2010 года к обладателям национальных IDN-доменов присоединились
еще 5 стран: Шри-Ланка (два домена, в Шри-Ланке, также, как и в Китае,
используются два вида письменности), Таиланд, Палестина, Тунис и Иордания. Таким
образом, половина IDN-доменов представляет собой арабский алфавит. Это связано с
тем, что арабский язык сейчас среди наиболее используемых в Сети. Кроме того, на
Ближнем Востоке проникновение Интернета достигает только 20%; соответственно,
есть потенциал для роста; а с доменами на национальном языке увеличить этот
показатель будет, безусловно, проще. Всего же на данный момент в ICANN поступила
21 заявка на создание IDN верхнего уровня. В них представлены 11
языков. "Национальный домен на родном языке нужен для тех людей, которые
привыкли читать и писать на нем, а не на английском – и таких во всех странах
большинство, — объясняет директор Координационного центра национального домена
сети Интернет Андрей Колесников. — Например, в России в последние пару лет
аудитория интернета невероятно расширилась — это люди порой без образования,
порой не умеющие обращаться с английским языком, с латиницей, для них привычней
по-русски писать". По данным всероссийской переписи населения 2002 года,
английским языком владеют чуть менее 7 млн россиян (при этом почтовым сервером
mail.ru пользуются почти 20 млн человек). А вот что русский язык является пятым
в мире по распространенности, при этом 160 миллионов человек считают его родным.
В России по-русски говорят 140 миллионов жителей, среди постоянных пользователей
интернета 43 миллиона россиян, а на кириллице зарегистрировано около 80 тысяч
товарных знаков. Чтобы запомнить название сайта на кириллице,
русскоговорящему человеку требуется менее 0, 8 секунд – в отличие от названия
сайта, написанного латиницей, где русскоговорящий пользователь тратит на
запоминание интернет-адреса в среднем около 3 секунд. За последние три года
русскоязычная аудитория интернета выросла вдвое. Во многом это обусловлено
появлением нового кириллического домена .РФ, появление которого так бурно
обсуждалось и котором писали все СМИ, а не только специализирующиеся на
интернет-тематике. Информация о домене .РФ с самого момента его возникновения
вышла за пределы интернета и стала доступна тем людям, которые до «эпохи» домена
.РФ о существовании интернета и системы доменных имен почти ничего не знали. В
российский интернет пришли и дети, и пожилые люди – им нужен простой и удобный
способ доступа к сайтам, возможность легко найти нужную информацию. Домен .РФ
дает пользователям необходимое и востребованное разнообразие в использовании
доменного пространства. 2010 год объявлен в Российской Федерации Годом
учителя. Основная цель Года учителя – повышение престижа учительской профессии,
формирование позитивного имиджа педагога в обществе. В течение года по всей
стране пройдут сотни мероприятий в поддержку российского учителя. Пресс-центр
освещает мероприятия Года учителя, поддерживает информационные ресурсы в сети
Интернет, посвященные Году Учителя, ведет системную работу с журналистами.
Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ
(www.agt-agency.ru).